ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР.
Автор: Владислав Киселев.
Традиционные религии делятся на:
- Религии коренных народов
- Религии цивилизованных народов Дальнего
Востока
- Религии Божественного Откровения
К ним относятся религиозные верования и мировоззрения,
сформировавшиеся еще в эпоху неолита (до появления письменности) и сохранившиеся
до наших дней в качестве элементов разнообразных культур и изолированных этнических
групп. Они включают в себя верования американских индейцев, народов Сибири и
Крайнего Севера, континентальных племен Африки, аборигенов Австралии и Океании.
Представления о мире и месте человека в нем, а также разнообразные культы и
ритуалы. Широко распространение получило обожествление предметов и природных
явлений и их почитание. Многобожие образует определенную иерархию,
однако в соответствие с исследованиями современных историков и этнографов, в
частности, известного австрийского ученого Леопольда Шредера, эта иерархия у
подавляющего большинства примитивных религий венчается единым Верховным божеством,
которым был сотворен мир, боги и человек.
1. Религии
цивилизованных народов Дальнего Востока:
К этой группе относится конфуцианство, даосизм, синтоизм,
вишнуизм и т.п. В отличие от религий коренных
народов, эти религии развивались в русле цивилизаций Дальнего Востока. Эти религии
являются сложными и многообразными философски - этническими системами, возникшими
на основе более ранних верований и религиозных практик. Значительное влияние
на формирование их современного облика оказали такие ученые и философы, как,
например Лао-Цзы, Конфуций и т.д. Однако их учения не несли в себе самостоятельный
характер и смысл, они развивались в русле традиционных верований Востока, и
поэтому эти религии нельзя отнести к религиям Божественного Откровения
3.а Религии Божественного Откровения:
3.1 Национальные
3.2 Мировые
Божественные Откровения - это формы
религиозных знаний, в основе которых находится жизни и учения святых и возвышенных
личностей, именуемых Пророками или Посланниками, Помазанниками и Божьими
Явителями.а Считается, что они родились и проживали
среди людей, получая духовные знания о Боге, и со временем становились проводниками
этих знаний для людей; таким образом, их человеческая натура отходила
на задний план, исчезая или растворяясь в Божественных Миссиях, возложенных
на них и только через них осуществляемые.
Характеристики Пророков-основателей религий и религиозных откровений.
- Они происходят знаменитых родов
- Их рождение, а также моментыа откровения
сопровождаются выдающимися явлениями или событиями в их жизни;
- Они отличаются своей добродетельностью
и набожностью, врожденной мудростью и проницательностью;аа
- До момента получения откровения большинство
окружающих их людей находятся в неведении, а иногда и сами Пророки показывают
своё неведение относительно своей грядущей миссии, однако их жизнь с самого
рождения сопровождалось неординарными и чудесными событиями;
- после получения откровения они встречают
жесточайшее сопротивление и непонимание со стороны своих соплеменников;
- вокруг них образуется
круг своих ближайших учеников или последователей, на которых после смерти
учителя возлагается духовная ответственность перед Богом и людьми за целостное
распространение, передачу, развитие учения без изменений в сути другим людям
и последующим ученикам откровения и учения данного пророком или, иначе говоря,
учителем;
- религия, рожденная
их откровением, достигает своего наивысшего развития после их ухода из земной
жизни.
АТРИБУТЫ ОТКРОВЕНИЯ:
1. Духовные
заповеди и предписания, которых должен придерживаться каждый из верующих
в повседневной жизни по отношению к Богу, братьям и сёстрам, а также к людям,
которые необходимы для их духовного роста, жизни и совершенствования в Боге.
2. Социальные
принципы и установления, определяющие общественные отношения - семейные,
национальные, классовые и общечеловеческие, а также отношения к материальным
благам, собственности и т.д.
3. Откровение
определяет своё место в историческом процессе по отношению к предшествующим
религиозным системам, отводя себе определённую роль в будущем. Откровение, как
правило, характеризуется:
а) преемственностью: новое откровение утверждает
боговдохновенность предыдущих откровений и определяет
себя как новую эпоху Божественного Откровения человечеству в целом;
б) самостоятельность: несмотря на отсутствие
отрицания предыдущих религиозных учений, новое откровение
рассматривает себя как вполне самостоятельную религию с уникальным вероучением
и институтами веры.
4. ЗАВЕТ
а) Индивидуальный: признание авторитетом источника
откровения - Пророка, духовного учителя или основателя религии, Боговдохновености
его учения и добровольное следование, и послушание духовным заповедям и социальным
установлениям, данным в религиозном учении.
б) Коллективный: акаждый из последователей в
отдельности признаёт себя частью общины своих единоверцев в добровольном порядке,
которые заключили добровольно индивидуальный завет с Богом и членами данной
общины. В которой установлены и определены откровения особого рода в отношении
всего. Перед своим уходом из земной жизни их пророк - основатель или духовный
учитель веры, который передаёт, назначает или завещает кого-то своим приемником
и хранителем своего откровения из близкого ему круга. Для духовного руководства
и видение церкви или общины в правильном направлении, а также с последующей
передачей своих полномочий следующему поколению или какому-то духовному сословию.
в) С обещанием о своём «возвращении», золотом веке,
конце времён, новом откровение: акаждому последователю в отдельности и всей
общности верующих в целом предписано быть готовым к «возвращению»
- акту наступления новой эпохи и прихода нового откровения - с обязательством
распознать и принять его.
5. В историческую
эпоху с появлением письменности откровение сопровождалось письменным изложением
основ вероучения в качестве Священного Писания, служащего источником
наставления для последующих поколений верующих и использующегося для отправления
религиозных обрядов и познавания Воли Бога для верующих.
6. Откровение
не ограничивается жизнью своего Пророка или Явителя,
Учителя или Основателя, а продолжается целую эпоху, постепенно видоизменяясь
и дополняясь избранными своими последователями:
а) избранными учениками и последователями Пророка, апостолами,
имамами и т.д.
б) праведными людьми, которым даются малые откровения
в контексте большого, например Ветхозаветные пророки после Моисея;
в) блаженными и святыми людьми,
праведными учителями веры.
Их наставления, откровения, предписания и биографии
или иным
словом «жития», но иногда они составляют часть Священного
Писания и становятся важным элементом эпохи данного откровения.
7. Откровения
содержат сведения о Боге, Вселенной, человеке, либо в форме образов притчей,
сказаний, символизмом или аллегорическом языке, которые соответствуют уровню
знания и понимания людей, живущих в эпоху данного откровения.
4.1а НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ ОТКРОВЕНИЯ
- это религии откровения, которые исторически сформировались
так, что основными последователями являются люди одной национальности или этнической
общиной. Они являются историческими ранними религиями и возникли на основе устных религиозных традиций, существовавших задолго до появления
этих откровений. К ним относятся: индуизм, зороастризм и иудаизм.
4.2аМИРОВЫЕ РЕЛИГИИ ОТКРОВЕНИЯ:
(буддизм, христианство, ислам, бахаизм)
Наряду с указанными атрибутами откровения мировые религии
имеют дополнительные отличительные признаки, характеристика которых построена
на основании статей о мировых религиях в Большой Советской Энциклопедии:
- Все они монотеистические;
- признают равенство
человека перед Единым Богом-Творцом;
- провозглашают
общечеловеческие ценности в сочетании с довольно простой обрядностью;
- они все обращены
ко всем людям, независимо от национальных, расовых или классовых различий;
нет избранного народа;
- они требуют от
своих последователей миссионерской деятельности по распространению учения
во всем мире;
- эти религии называются
религиями спасениями: за высоконравственную жизнь и верность Богу человека
ждёт воздаяния в этой жизни и гораздо большее вознаграждение в следующей жизни;
- они появляются
в период больших социальных потрясений, сопровождаются сменой общественно-экономических
формаций.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЛИГИЙ ОТКРОВЕНИЯ:
Они рассматриваются по следующим критериям, предложенным
Кейтом Уордом, профессором богословия Оксфордского университета:
1) авторитетность
пророка-основателя религии должна подтверждаться его собственной жизнью как
образцом нравственности, мудрости, понимания и глубокой преданности Богу
2) религия
должна благотворно влиять на характеры людей, её принимающих, и это должно отражаться
в их поведении и поступках, правильным образом жизни в её понимании, а также
в силе любви, на которой зиждется связь верующих с Богом
3) откровение
сопровождается чудесами:
а) сверхъестественными событиями;
б) исполнением пророчеств;
в) религия должна преображать характеры людей.
В мире существует несколько основных религий, которые
занимают большую часть населения Земли имеющих своих сторонников и последователей,
их число составляет 7:
- Индуизм: Кришнаизм,
Вишнуизм, Брахманизм, Шиваизм.
- Зороастризм
- Иудаизм: Тора,
- Буддизм: Малая колесница, Большая колесница, Дзен-Буддизм
- Христианство: Православие, Католичество,
Протестантство
- Ислам: Коран, Вера Бахаи
- Сатанизм
СВЯЩЕНЫЕ ПИСАНИЯ РЕЛИГИЙ ОТКРОВЕНИЯ:
- Индуизм: Бхагавадгита,
Махабхарата, Шримад Бхагаватам
- Зороастризм: Авеста
- Иудаизм: Тора,
Пророки, Талмуд, Малые пророки, Книга Хвалений или Псалтирь
- Буддизм: Дхаммпада
- Христианство:
Ветхий Завет, Новый Завет
- Ислам: Коран,
Писания Баба, Бахауллы, Абдул-Баха,
Писания Шоги Эфенди и Всемирного Дома Справедливости
- 6.1 Баб. Избранное
- 6.2 Бахаулла. Китаб-и-Иган, Китаб-и-Агдас
- 6.3 Крупицы из Писаний Бахауллы
- 6.4 Абдул-Баха. Ответы на некоторые вопросы
- 6.5 Бахаулла. Сокровенные Слова
- Сатанизм: Сатанинская Библи
|